Достать до облаков! Почему небоскрёбы не падают?


Каково это – жить или работать в небоскрёбе? Снаружи они выглядят космически! И архитекторы всего мира стараются перещеголять друг друга. В Сингапуре возводят высотку, которая словно поглощена вертикальным тропическим садом. Панамская «Башня революции» считается самой закрученной – её угол поворота достигает 360 градусов. Снаружи небоскреба в Лос-Анджелесе, на 70-м этаже, открыли стеклянную горку. Тем, кто боится высоты, аттракцион явно противопоказан. Да вообще — как людям не страшно находиться там внутри? Почему такие, казалось бы, неустойчивые здания не падают? 

 

Основные секреты небоскрёбов находятся на специальных технических этажах. Посторонним вход туда воспрещён, но для нас исключение сделал петербургский «Лахта Центр» — здание, которое недавно удостоилось международной архитектурной премии — оно было признано небоскрёбом года. Например, за то, как изящно здесь спрятаны за изогнутыми стеклопакетами все технологические элементы. Главный инженер Сергей Никифоров говорит, что в итоге фасад выглядит стильно-цельным и динамичным. И, среди прочего, он защищает от молний — они буквально стекают в землю, не вредя людям.

Сергей говорит, что при проектировании всех высоток в мире уже давно учитывают и уроки 11 сентября — например, система основных поддерживающих колонн по периметру выстоит, даже если вынуть значительную их часть. Внутри небоскрёба до верхушки тянется мощное бетонное ядро с главными коммуникациями и зонами безопасности.

Ядро с прикреплёнными к нему горизонтальными элементами жёсткости — аутригерами — сравнивают с мачтой корабля, от которой тянутся горизонтальные реи. Только у судна, как у стоящей возле Лахты воссозданной петровской «Полтавы» – мачта и реи держат тяжёлые паруса, а здесь аналогичные элементы придают устойчивость небоскрёбу. Но главная гордость Лахты — это, конечно, фасад. Стеклопакеты для него проверяли жёстко. Испытали огнём, а потом постарались разбить. Стекло треснуло лишь от множества ударов молотком, но не разрушилось.

Всего тут использованы 16,5 тысяч стеклопакетов, они покрывают площадь в 72,5 тысячи квадратных метров – это как полтора Ватикана. Каждое окно весит, как два белых медведя, 740 килограммов! А ведь их все надо ещё и мыть! Как это делать на большой высоте? Помогает специальная система обслуживания фасадов, созданная специально для Лахты — фактически это длинные рельсы с супертехнологичными люльками с каждой стороны здания. Альпинистам, чтобы достать везде, приходится работать и на верёвках — делать это разрешено только при ветре до 15 метров в секунду. Как говорят сотрудники, они уверены в безопасности своей работы.

Отдельная забота проектировщиков небоскрёбов — инженерные сети и коммуникации. Их сложнейшая система позволяет и доставить тепло на самый верх, и сделать так, чтобы от давления воды не лопнули трубы внизу! Это достигается, в частности, как бы делением башни на более мелкие части, стоящие друг на друге и имеющие свои системы снабжения. А ещё в большинстве подобных зданий не рекомендуется открывать окна — или вообще нет такой технической возможности! Потому что иначе возникнет эффект тяги как в огромной печной трубе — и он может даже остановить лифты. Поэтому приходится продумывать, как иначе доставить воздух снаружи.

Это здание умное — оно умеет само затенять окна шторами, сберегая электричество системе кондиционирования летом. Ещё из особенностей, которые касаются вообще всех небоскрёбов — нередко низкая облачность заволакивает всё вокруг, и за окнами — молоко, как будто летишь на самолёте. Тем, кто живёт и работает в таких зданиях, всегда нравится то, что в них всё рядом – рестораны, кафе, спортклубы, выставки… и коллеги из смежных организаций всегда поблизости. Ну и виды! Из «Лахта центра», например, Петербург виден совершенно по-новому — с такой точки, которая раньше была доступна разве что авиаторам.


Полный выпуск «Чуда техники с Сергеем Малозёмовым» от 6 декабря доступен по ссылке

Все полные выпуски программы «Чудо техники» находятся здесь

Сообщение Достать до облаков! Почему небоскрёбы не падают? появились сначала на Чудо техники.

Читайте ещё

Меню